На что обратить внимание при выборе самоката? На какие характеристики обратить внимание? Какая система компрессии лучше? Какую форму руля выбрать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этом обзоре.
Начинать кататься на трюковых самокатах стоит не раньше 8 лет, более юным райдерам будет довольно тяжело поднять в воздух увесистый и крепкий самокат, да и модель катания у детей обычно более аккуратная. На трюковые самокаты стоит обратить внимание тем, кому уже не хватает обычного катания по ровной дороге, у кого кровь требует адреналина и спокойная езда снится в страшных снах.
Далее в статье будут описания по каждому отдельному элементу самоката с различными вариациями комплектующих. Прочитав эти блоки, вы сможете понять, на какие элементы стоит обратить внимание и какая комплектация подойдет вам больше всего.
Рули самокатов для экстремального катания различаются по многим параметрам, выбор каждого зависит от уровня катания и комплекции райдера. Главное, на что нужно обратить внимание - форма, материал и габаритность руля.
Существует три основных формы рулей: T-образный, Y-образный и Bat-wing (BMX).
Т-образный - самый простой вид руля, его форма идентична букве “Т”. Преимущества данной формы в простоте и безопасности. Такие рули имеют относительно невысокую стоимость и меньший вес. Но все Т-образные рули имеют слабое место - сварка основной и несущей трубы.
Y-образный - более выносливый и крепкий по сравнениею Т-образным. Подпорки или “перья” более равномерно распределяют нагрузку на сварку. Однако за дополнительную прочность приходится платить большим весом. К тому же Y-образные рули менее безопасные при сполнении барспинов (вращение руля в полете) и т.п. трюков, поскольку есть вероятность попадания пальцев в спицы. Такой руль подойдет более профессиональным райдерам.
Bat-wing - самая прочная и надежная конструкция руля, пришедшая в самокаты из BMX. В таких рулях нагрузка с несущих труб распределяется между кросс-баром и местом сварки. Кросс-бар отвечает за сохранение геометрии руля и переносит нагрузку с одной стороны на другую. Рули Bat-wing самые тяжелые из-за наиболее массивной конструкции, также такие рули смещают центр тяжести самоката вверх. Идеальны для высоких прыжков с большой высоты и для катания в парках.
В производстве рулей для трюковых самокатов в основном используются два материала: алюминий или хром-молибденовый сплав стали. Наиболее широко используются стальные вилки. Основное преимущество стального руля - прочность, однако такие рули более тяжелые (1100-1300г). Второй вариант это алюминиевые рули, они значительно легче стальных (700-800г), но при этом менее выносливые.
В зависимости от физических данных райдера. Руль самоката должен быть ниже пояса, с такой высотой удобно прыгать, руки полностью вытянуты, что дает полный контроль самоката. Также можно выбрать руль выше или ниже. Чем ниже руль, тем выше прыжок. Чем выше руль, тем более высокая стойка, следовательно, удобнее делать мануалы.
По ширине руль должен соответствовать ширине плеч или быть немного больше. Более широкий руль позволяет легче крутить випы, совершать трюки с вращением (360, 540, 720 и т.д.), увеличивает контроль за катанием. Узкий руль облегчает выполнение барспинов, проще делать брайфлипы, бартвисты, закладывать терны или инверты.
Габаритность руля - диаметр основной трубы. Измеряется в миллиметрах, есть различия в внутреннем и внешнем диаметре.
Стандартный (габаритный) руль имеет внешний диаметр 31,9 мм. Для такого руля используется обычный (габаритный) хомут или SCS - 32,0 мм. Внутренний диаметр соответствует диаметру вилки.
Негабаритный (oversized) руль имеет внешний диаметр 33,9 мм. Для такого руля нужен негабаритный зажим с внутренним диаметром 34,0 мм. Внутренний диаметр соответствует диаметру вилки.
При выборе колес трюкового самоката стоит обратить на три критерия: диаметр колес, материал диска и жесткость.
Размер колеса напрямую влияет на скорость самоката. Чем больше диаметр колес, тем быстрее катит самокат, но не стоит забывать, что при большем диаметре колеса имеют бОльшую массу.
На колесах с диаметром 110 мм в сравнении с 100 мм колесами проще ехать по прямой линии, однако немного сложнее поворачивать, также катание на колесах с бОльшим диаметром более мягкое и комфортное из-за бОльшей амортизации полиуретана.
Ступицы современных самокатов изготавливают либо из пластика, либо из алюминия. Пластиковые ступицы менее прочные, зато более легкие и дешевые. Они идеально подойдут начинающим райдерам, поскольку алюминиевые ступицы более жесткие и поэтому не прощают ошибок, которые свойственны всем без исключения новичкам, пластиковые более устойчивы к отрыву полиуретана от обода. Алюминиевые диски бывают также двух видов: со спицевой сердцевиной или с цельнометаллической. Преимущество спицевых дисков в их малом весе. Цельные диски более прочные, поэтому меньше вероятность того, что они погнутся. Однако диски гнутся крайне редко, так что особой разницы нет.
Полиуретан на колесах имеет разную жесткость (от 82А до 88А), в зависимости от этого показателя одни больше подходят для парка, другие для стрита (уличного катания). Также жесткость влияет на скорость катания, чем жестче колесо, тем больше скорость. Более жесткие колеса (88А) стоит использовать в парке, где идеальное покрытие и нужна более высокая скорость. У стритовых самокатов колеса помягче, чтобы смягчать жёсткие приземления.
Компрессия - это деталь, с помощью которой руль самоката крепится к вилке и не позволяет ей вываливаться во время трюков и катания. Существуют четыре самых распространенных типа: резьбовая, HIC, SCS и ICS
Самый простой тип компрессии. Вилка стягивается с рулевой стойкой с помощью контргайки. Используется на самых простых самокатах, подходит для райдеров начинающего уровня.
Самая надежная система компрессии, но в то же время самая тяжелая. В этой системе хомут крепится отдельно на вилке и к рулевой стойке. Используется на самокатах как продвинутого уровня.
Самая легкая система компрессии. Руль притягивается к вилке компрессионным болтом, проходящим через всю вилку к якорю, закрепленному в рулевой стойке. Хомут фиксирует положение руля.
Устанавливается на самокатах с негабаритным рулем (большим диаметром), является гибридом ICS и SCS систем. В такой системе используется дополнительная проставка, которая надевается на вилку, чтобы компенсировать разницу в диаметре труб.
См. Подробнее об устройстве компрессии
На современных трюковых самокатах чаще всего устанавливают подшипники класса ABEC-7 или ABEC-9. Ключевое отличие этих подшипников - точность изготовления. Чем выше значение ABEC, тем быстрее будет катиться самокат и тем дольше он будет сохранять скорость, чем ниже значение, тем подшипники более износостойкие. Также вы сможете купить отдельно подшипники класса ABEC-11 и самостоятельно установить их на самокат.
Стоит помнить, что подшипники - это расходный элемент на самокате. И какой бы он ни был качественный рано или поздно его придется заменить и тогда можно будет поставить подшипники более высокого класса для большей скорости или наоборот класса пониже для большей износостойкости.